Внутриканальные наушники Etymotic ER4SR: легенде – 25, легенда ягодка опять

Это событие меломаны ждали, как иные пары ждут серебряную свадьбу – 25 лет. И вот, наконец, когда госдолг Америки перевалили за 17 триллионов долларов, знаменательное событие случилось: американская компания Etymotic известила мир о выходе новых моделей внутриканальных наушниках - Etymotic Research ER4SR и ER4XR. Футбольные фанаты, наверное, точно также замерли бы от предвкушения, если спустя целую вечность на зеленое поле вдруг выбежали бы легендарный Пеле в свои семнадцать и Гарринча…


Источник - www.btest.ru



07.jpg



Из истории легенды


Итак, что же это было? Четверть века жить былым чемпионством в нише портативного аудио и вдруг – такой сюрприз? Неужели американцы задумались о своем госдолге и решили явить на свет Божий все свои технологические заначки?


Напомню, что компания Etymotic и по сей день - признанный лидер в области слуховых протезов. В те времена, когда еще не было Гугла и мало кто знал о Стиве Джобсе, эта фирма придумала уникальные Ноу-Хау и вернула в мир звуков сотни тысяч людей сначала в США, а потом в Европе и других странах.


Наверное, в Etymotic был свой Джобс, виртуозно превративший звуки для глухих в утонченную музыку для всех. Именно тогда, в начале 90-ых, появилась знаменитая линейка внутриканальных наушников Etymotic Research ER4, которая чуть позже «растроилась» на ER4B (binaural), ER4S (stereo) и ER4P (portable). В последние годы модель ER4P стала называться ER4PT (T - travel), в ее комплект стали входить переходник для подключения наушников в самолете (Travel adapter) и адаптер/переходник с сопротивлением 75Ω, превращающий версию P в S.


Именно эта модель с литерой S – самая популярная, некий идеал, легенда под номером ER4S. АЧХ этих наушников практически линейная, но они довольно требовательны и чувствительны к источнику звука, если по-простому: не от каждой «дырки» дадут на-гора.


Впрочем, у легенды есть один нюанс. Если в своем правом ухе, а затем и в левом обнаружите лабиринты, то при посадке ER4 в органы слуха можно и не попасть в нужное место, поскольку изысканная музыка требует, чтобы ушки были утоплены в слуховой канал максимально глубоко. Если слуховой канал прямой – вам повезло, если нет, придется хотя бы разок поинтересоваться обучающим роликом, который компания Etymotic выложила на своем сайте. Там «финт ушами» показан наглядно.



03.jpg


Короче, наушники ER4S, по крайней мере, для меня с 2010 года – камертон, эталон воспроизведения музыки. Среди моделей на базе одного арматурного излучателя равных им нет. К этому чемпиону «музыкального ринга» вплотную подбирались и SA6 от Sleek-Audio, и Phonak audeo с серией pfe, и Ortofon... Но где они сейчас? А легенде – 25, легенда ягодка опять, и являет собой некий референс в области звука.


Итак, занавес: модель ER4XR (Extended Response) приходит на смену ER4P, а наушники ER4SR (Studio Reference) заменят по ходу жизни мои любимые ER4S. Теперь настало время отслушать долгожданные новинки.



Технические характеристики

Диапазон частот

20 Hz - 16 kHz

Шумоизоляция

35-42 dB

Импеданс

4SR-45 Ом / 4XR-45 Ом

Чувствительность

(@1 kHz) SPL на 0.1v: 4XR (98 дБ) 4SR (98 дБ)

Max уровень громкости

122 дБ

Кабель

сменный, джек 3,5 мм, разъем MMCX



01.jpg


Внешний вид и комплект


Наушники поставляются в красиво-богатой черной упаковке. Внутри имеется еще одна, выдвижная коробочка, а уже в ней - жесткий тканевый кейс, также черного цвета с кучей застежек. Здесь легко размешаются наушники и аксессуары: несколько пар трёхлепестковых насадок на разные уши, пенные насадки, две пары сменных акустических фильтров и приспособление для их замены, переходник с 3,5 мм на 6,3 мм.



09.jpg


Кейс, я вам скажу, очень удобный. Каждое отделение являет собой  карманчик-сеточку на молнии, куда уместится еще в придачу и небольшой плеер. Словом, я получил на руки походный кейс меломана-аудиофила типа «все свое ношу с собой».


Если ER4B/P/S были из черного пластика и выглядели простовато, то ER4SR/ER4XR серого цвета, материал – металл, выглядят довольно симпатично. Форма все та же -  цилиндрическая. Простота или красота?


Двухпиновый разъем на кабеле сменил более современный - MMCX. Хорошо это или плохо? Поживем, увидим. С одной стороны, новый разъем упрощает подбор кабеля, но с другой - разъем MMCX пока не могу отнести к премиум классу. Впрочем, сегодня слушаем новинки от Etymotic, а к этому бренду, как правило, «у матросов нет вопросов». Тем более что производитель сделал для меломанов некую фишку: «замочек», который ограничивает скручивание провода и не дает разболтаться коннектору в том месте, где кабель переходит в наушники.



05.jpg


Кабель довольно мягкий, эластичный, он меньше подвержен микрофонному эффекту, чем в старой модели, и выглядит более внушительно. В общем, новая модель похожа на старую, но выглядит посовременней и симпатичней.



06.jpg


Звук


Прослушивание проводилось на MyST DAC 1866OCU V.2, Lotoo paw Gold, QLS QA-360 и смартфоне Samsung Galaxy S7 Edge. Со всеми источниками наушники отыграли на должном уровне, включая мой смартфон.  


Звучание ER4SR можно обозначить как ровное, без пиков и провалов по всей АЧХ. Абсолютная нейтральность во всем: именно этим примечательна новая моделька легенды.



08.jpg


Сразу хочу предупредить: звучание новой и старой модели различается, я бы даже сказал, что Etymotic выпустил совсем другие наушники. При общей концепции и линейности подача у новинки все-таки другая: скажем так, ближе к студийным мониторам.


Там, где старинные ER4S поражают скоростью, воздушностью и количеством микродеталей, новорожденные ER4SR выдают больше глубины, тембрального разнообразия, перенося акцент на макро. У новых наушников подача более теплая, размеренная, с намеком на камерность.


Если ER4S - это серебристый шелк, утренний ветер в лицо, адреналин, мозговой штурм и стремительная скорость, то ER4SR - это серый бархат, приятная вечерняя усталость и умиротворение, это концерт в узком кругу, в камерной обстановке, а, может, - это ночная поездка в полусонном городе под моросящий дождик: за окном неспешно проплывают вывески, витрины, отражения в окнах. По стеклу сбегают капли дождя, а вслед за ними стекают ноты композиции - пусть это будет Tina Turner «private dancer»… В общем, на этот раз ER4SR - это богема и успокоение.



15.jpg


НЧ – ровные, с хорошим точным ударом, их немного, но они хорошо проработаны и прекрасно тембрально различимы. Если отыгрывает ударная установка, то каждый удар хорошо тонально очерчен, звуки подаются слоями, просто класс! Но в тоже время бас не имеет такой скорости как у ER4S. Здесь он подается как-то мягче, гуще и неспешно.


СЧ – серединка гладенькая, ровненькая, она подобна морскому бризу, облизывает тебя теплым свежим ветерком. Особенно поразительно звучат вокал и клавишные. Ну, очень натурально. Детальность не такая чумовая, как у ER4S. Нет, здесь все на месте, но просто немного меняются приоритеты: крупные планы более подчеркнуты, а мелким деталям отведено свое место, они именно там, где им следует быть.


ВЧ – высокие частоты немного прилизаны. Я думаю, производитель это сделал по двум причинам.


1) для более комфортного прослушивания музыкального материала;


2) чтобы спрятать некоторую простоту подачи нового ресивера (драйвера) в этом частотном диапазоне.


А вот у ER4S в этом плане все «тип-топ». 



11.jpg


Анекдот в тему

--------------------------------------------------------------------------------------------

Мне вспоминается один анекдот. Кажется, дело было так:

В джазовый оркестр приходит молодой контрабасист из рокабильного бэнда. На сцене он виртуозно вращает свой контрабас - и так, и этак, и над собой и между ног пропустит, быстро скользит по грифу, точно, броско... в общем, очень круто! А рядом сиднем сидит пожилой контрабасист и неспешно отыгрывает свое "пом, бом, боооом, ту-ду-ду.. поооом.."

После выступления все овации и цветы летят в седовласого музыканта. Молодой виртуоз в недоумении: «Почему с меня семь потов сошло, я играю круто, точно, быстро, а вам все лавры?» Маэстро, взглянув из-под очков, спрашивает: "Чего вы ищите, молодой человек, в этой жизни?"

"Да я, я... ищу свой звук!", - отвечает виртуоз.

«А я, молодой человек, его уже нашел» – отвечает старожила контрабаса и монотонно дергает за струну - "пооооом, боооооом"...

---------------------------------------------------------------------------------------------


Шутка, конечно. Но в сказке – ложь, да в ней намек: ER4S со своей подачей ближе к жизненной позиции молодого виртуоза, а ER4SR – вполне готов занять место умудренного жизнью музыканта... Общая картинка у новой модели - более цельная и спокойная. Но при этом они везде поспевают, со скоростью у них тоже все в порядке и музыкальный материал они отыгрывают со своим шармом.


Впрочем, извечное соперничество «отцов и детей» не имеет победителей и побежденных. Я бы рекомендовал компании Etymotic оставить в модельном ряде и новые и старые наушники. Лично я так и сделал: оставил в активном пользовании старую модель и уже присоседил к ней новую. То одни слушаю, то другие. И живу при этом счастливо. Впрочем, поговаривают, что производитель уже снял с производства ER4S/PT и новые модели ER4SR/ER4XR займут их место. Очень жаль, если это правда.


 


14.jpg



В сухом остатке


Звучание у ER4SR немного суховатое и даже пресноватое, подача звукового материала цельная и без потери детальности. Высокие частоты притушены, в результате в некоторых композициях ощущается нехватка «воздуха», гитарам на жестких запилах не хватает злости, рева и рокота.


Но в тоже время ушки могут похвастаться очень музыкальной подачей, тембрами на все лады и великолепной отработкой планов (задний/передний/центр). Звучание очень живое, тембрально близкое к натуральному. АЧХ «в линеечку» - и это «просто праздник какой-то!»


Вывод


На мой взгляд, модель получилась очень удачная. Да, это не ER4S, это другой продукт.


Народ на протяжении долгих лет просил Etymotic сделать что-то новенькое. Некоторым было мало баса. Кого-то не устраивал брутальный внешний вид ER4. И, наконец, проскакивали претензии типа - «что-то звенит и где-то пилит..»


Так вот, баса в новинке поддали от души (кому опять мало, есть модель ER4XR, где, по описаниям очевидцев, его девятым валом), вид теперь – сродни «фейшн», ничего не пилит и не режет. И, наконец, новая модель внутриканальных наушников имеет идеальную амплитудно-частотную характеристику.


Советую ли я ER4SR для покупки? Без всяких сомнений. Более того, я считаю, что для пользователей, которые только начинают свое знакомство с продукцией Etymotic Research, новая модель будет даже интересней, чем ветераны. Ну, а приверженцам старой школы рекомендую взять про запас любимые ER4PT и ER4S, поскольку их выпуск прекращается. И остатки еще есть в наличии в интернет-магазинах, но они скоро закончатся. Цена на новую модель в России и за рубежом - примерно 27 000 рублей. Да, цена кусается, но, на мой взгляд, новинка того стоит.



10.jpg


Плюсы

Звук, внешний вид, богатая комплектация.


Минусы

Не всем понравится эргономика (посадка) моделей Etymotic Research, цена.


__________________________________

Текст: Алексей Каширский.

Благодарим XChesserAudio за предоставленный образец для прослушивания


Последние записи
  • Внутриканальные наушники Whizzer A15 Pro: Гайдн рекомендует
    Внутриканальные наушники Whizzer A15 Pro: Гайдн рекомендует
    09.07.2018
    Подробнее
  • Беспроводной ЦАП и усилитель для наушников Colorfly BT-C1: игривый малыш
    Беспроводной ЦАП и усилитель для наушников Colorfly BT-C1: игривый малыш
    07.07.2018
    Подробнее
  • Внутриканальные наушники Kinera IDUN LE: взрослые игры за детские деньги
    Внутриканальные наушники Kinera IDUN LE: взрослые игры за детские деньги
    27.06.2018
    Подробнее